Инклюзия детей с аутизмом и другими особенностями развития в школы Казахстана

Проект «Каждый ребенок достоин школы» стартовал в июле 2015 года и направлен на внедрение инклюзивной модели образования детей с аутизмом и другими ментальными нарушениями в организациях образования.

41

кабинет поддержки инклюзии в 17 регионах страны
  • Нур-Султан
  • Алматы
  • Шымкент
  • Уральск
  • Актау
  • Атырау
  • Кызылорда
  • Павлодар
  • Петропавловск
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Усть-Каменогорск
  • Семей
  • Талдыкорган
  • Экибастуз
  • Караганда
  • Темиртау
  • Жезказган
  • Тараз
  • Туркестан
  • Актобе

Возможность ходить в школу каждый день получили более 400 детей с аутизмом и другими особенностями развития. Впервые в Казахстане открываются кабинеты поддержки инклюзии в столичных детских садах №34, 89. Особенностью Проекта является обязательное методическое сопровождение (далее - курация) школы. Необходимость курации вызвана особенностями развития детей с аутизмом и другими ментальными нарушениями. Работа кабинетов поддержки инклюзии построена на методах прикладного анализа поведения.

Кабинет поддержки инклюзии

это дополнительное помещение в школе, где ученики, имеющие трудности в обучении получают помощь в соответствии со своими потребностями, не отрываясь от учебного процесса.

Методическое сопровождение
Супервизор - магистр психологических наук, имеющий международный сертификат поведенческого аналитика уровня ВСВА или ВСаВА с правом проведения супервизий. Помимо сертификата международного образца, обязательно должен обладать практическими навыками организации работы КПИ, в обучении академическим навыкам и коррекции поведения. Супервизирует практику кураторов.
Куратор - бакалавр или магистр психологических наук, поведенческий специалист, окончивший полную программу (4 курса) обучения уровня ВСаВА/ВСВА. Не является сотрудником организации образования, на базе которой работает КПИ. Может одновременно курировать несколько КПИ в разных организациях образования, так как не требуется его постоянное очное присутствие в классе/кабинете.
Учитель КПИ планирует и осуществляет учебный процесс в соответствии с индивидуальной программой и обеспечивает их выполнение, организуя и поддерживая разнообразные виды деятельности учащихся, посещающих КПИ. Совместно с учителями общеобразовательных классов, в которые зачислены учащиеся, посещающие КПИ, определяет организацию процесса их обучения в общеобразовательном классе.
Тьютор (индивидуальное сопровождающее лицо) проводит индивидуальные занятия с учащимся КПИ в соответствии с индивидуальной программой учащегося и планами занятий. Индивидуально работает с учеником над выявлением, формированием и развитием познавательных интересов, навыков, обеспечивает ежедневный сбор данных (поведение, следование инструкциям и т.д.) для анализа и дальнейшего обновления программы, сопровождает ученика в образовательном процессе, готовит персональные материалы для усвоения учебного материала.
Специально оборудованный кабинет
Специальное оборудование кабинета позволяет детям при необходимости разгрузиться, отдохнуть, обучаться в индивидуально сформированном пространстве, а команда специалистов имеет возможность создавать индивидуальные условия обучения особенных учеников.
Для этого в кабинете имеется 4 зоны:

01.

Зона индивидуальных занятий

02.

Зона для отдыха и сенсорной разгрузки по развитию моторики

03.

Зона групповых занятий

04.

Зона работы куратора проекта
Мы реализуем следующие этапы
01
Определение школы и оснащение кабинета поддержки инклюзии
02
Формирование команды специалистов и сопровождающих специалистов
03
Выведение детей с ОП из обучения на дому и включение их в школы
04
Супервайзинг детей и специалистов КПИ
Новости проекта
+
Провели республиканский тренинг для учителей кабинетов поддержки инклюзии

В последних числах мая наша команда собрала на 4-х дневный республиканский тренинг «Проведение оценки навыков и составления учебных протоколов для учащихся с ООП» учителей кабинетов поддержки инклюзии из регионов Казахстана. В мероприятии приняли участие 7 кураторов, 12 учителей из городов Нур-Султан, Актобе, Экибастуз, Талдыкорган, Семей, Кызылорда, Актау, Петропавловск и Усть-Каменогорск. В результате тренинга с участием всей команды был разработан корпоративный кодекс проекта «Каждый ребенок достоин школы» и определены основы следующих новых инициатив: - Разработка 2-3-месячного обучающего курса для родителей детей с аутизмом и другими ментальными нарушениями; - Курсы повышения квалификации для педагогов и педагогов-ассистентов; - Создание Ассоциации поведенческих специалистов Казахстана и др. В будущем на основе этих и других новых идей планируется масштабное развитие проекта.

+
В столице отметили авторов лучших материалов об инклюзивном образовании

14 мая т. г. в Нур-Султане состоялась церемония награждения победителей республиканского конкурса «Каждый ребенок достоин школы» на лучший материал об инклюзивном образовании среди журналистов и пользователей социальных сетей. Общий призовой фонд конкурса – 1 500 000 тенге.  Конкурс проводится с 2016 года по 5 номинациям: телевизионная работа, социальный ролик, печатная публикация, интернет-статья и пост в социальных сетях. Цель конкурса – формирование инклюзивного общества, общества равных возможностей для людей с особыми потребностями через широкое и разностороннее информационное освещение вопросов развития инклюзивного образования в средствах массовой информации и социальных сетях. В церемонии награждения принял участие Почетный член Попечительского Совета фонда «Болашақ», Первый заместитель Председателя партии «Nur Otan» Бауыржан Байбек. В ходе мероприятия он поблагодарил всех участников за поддержку проекта «Каждый ребенок достоин школы», а также вклад в формирование в обществе духа солидарности. - Поддержка детей с особыми потребностями является одним из приоритетов инициированного Лидером партии в 2014 году проекта «Кедергісіз келешек – Будущее без барьеров» и предвыборной программы «Nur Otan»-а, озвученной Главой государства Касым-Жомартом Токаевым. Так, до 2025 года поставлена задача обеспечить внедрение инклюзивного образования во всех колледжах и вузах, а также в 70% школ и дошкольных организаций. В Казахстане насчитывается более 160 тысяч детей с особыми образовательными потребностями, в том числе 35 тысяч детей с аутизмом. Поэтому уже 5 год фондом «Болашақ» проводится Республиканский конкурс на лучший материал по освещению инклюзивного образования… Отдельно хочу сказать большое спасибо всем неравнодушным меценатам, специалистам и родителям! Преодолеть непонимание и равнодушие, сформировать толерантное отношение, вовлекая каждого особенного ребенка в социальную среду, – это наша общая задача – отметил Бауыржан Байбек. Всего на конкурс поступило 138 материалов из 15 регионов страны. География конкурса охватила почти весь Казахстан: Нур-Султан, Алматы, Шымкент, Павлодарская область, Атырау, Актюбинская область, Карагандинская область, Восточно-Казахстанская область, Акмолинская область, Костанайская область, Уральск, Петропавловск, Северо-Казахстанская область, Талдыкорган, Кызылординская область, Туркестан.  - Около 40 СМИ из 15 регионов представлены на конкурсе. Радует, что региональные журналисты все чаще поднимают такие остросоциальные темы. Если в больших городах дети с особенностями развития имеют достаточно шансов и возможностей на социализацию, то в регионах, в отдаленных районных центрах и селах, особенные дети остаются за бортом системы образования. И именно журналисты, поднимая вопросы развития инклюзивного образования в регионах, становятся голосом сотен и тысяч родителей особенных детей - отметила Председатель Попсовета фонда «Болашақ» Динара Чайжунусова. Победителями конкурса стали журналисты медиа-кампании «Nukte», журналист телеканала «Қазақстан-Атырау» Орынгуль Махмудова, журналист телеканала «Хабар» Амир Саменбетов, журналист газеты «Панорама Шымкента» Галина Герман, журналист газеты «Egemen Qazaqstan» Айдана Шотбайқызы, журналист газеты «Казахстанская правда» Асет Калымов, журналисты информационых сайтов INFO TIMES, Peremena.media и «Strategy2050.kz» Айжан Мадиходжаева, Дия Батенова, Кайрат Жандыбаев, Динара Оразбекова. Также призерами конкурса стали специалисты кабинета поддержки инклюзии средней школы №6 города Павлодар, специалисты Аутизм-центра «Асыл Мирас» города Петропавловска, сотрудники ПМПК города Караганда.  Победители были отмечены дипломами и денежными призами. С 2020 года конкурс проводится при информационной поддержке Министерства информации и общественного развития РК. Члены жюри конкурса: министр информации и общественного развития Аида Балаева, заслуженный деятель Казахстана, телевизионный продюсер и журналист Ляйля Султанқызы, директор телеканала «Хабар» Динара Бисембина, автор книги-блокнота «Книга перемен», журналист Бота Байтукбаева, известные телеведущие Ғалымжан Кеншілік, Ирина Тен, Председатель Попечительского Совета фонда «Болашақ» Динара Чайжунусова. Организаторами было принято решение увеличить призовой фонд конкурса в следующем году. Справочно:  Конкурс на лучший материал по освещению инклюзивного образования проводится Корпоративным фондом «Болашақ» с 2016 года в рамках проекта «Каждый ребенок достоин школы» по развитию инклюзивного образования, который реализуется при поддержке партии «Nur Otan». Проект направлен на внедрение инклюзивной модели образования детей с аутизмом и другими особыми потребностями в организациях образования.  За время реализации проекта открыто 59 кабинетов поддержки инклюзии в 17 регионах Казахстана, в том числе 16 кабинетов инклюзии «Қамқорлық» - за счёт финансирования Фонда Нурсултана Назарбаева.  Возможность ходить в школу каждый день получили более 500 детей с аутизмом и другими особенностями развития. 

+
Корпоративный фонд «Болашақ» объявляет о начале приема заявок в проект по инклюзивному образованию

2 апреля, в день распространения информации о проблеме аутизма мы объявляем прием заявок в социальный проект по инклюзивному образованию «Каждый ребенок достоин школы» на 2021-2022 учебный год. Внимание! Количество мест ограничено. Заявки будут приниматься от родителей детей с аутизмом и другими особенностями развития на обучение в 1-4 классах школ проекта. Прием детей будет осуществляться в кабинеты поддержки инклюзии, ранее открытые фондом в городах Шымкент, Караганда, Усть-Каменогорск, Петропавловск, Павлодар, Экибастуз, Семей, Кокшетау, Жезказган, Атырау, Туркестан и Кызылорда. 🔷 Для того, чтобы подать заявку на участие в проекте, необходимо пройти по ссылке https://docs.google.com/forms/d/1aQzTj0G3WyUDllJMxVVFhfXJdRWf_-LQm9sPFfCI7zk/edit 📍 Пройдя по ссылке, войдите в личный Google аккаунт. Если у Вас не имеется Google аккаунта, пройдя по ссылке, в левом нижнем углу кликните кнопку "Создать аккаунт". 🔷 Заполните анкету, ответив на все вопросы и загрузив необходимые файлы. 🔷 Заполнив анкету, в левом нижнем углу страницы кликните кнопку "Отправить". 🔷 При успешной отправке Вашей заявки отобразится данный текст:  Ваша заявка принята. Внимание! Корпоративный фонд "Болашақ" оказывает материальное обеспечение и методическое сопровождение Кабинетов поддержки инклюзии.  Участие в проекте бесплатное. Заявки в Проект будут приниматься до 3 мая 2021 г. Ответ о приёме Вашего ребенка придет Вам на указанный адрес электронной почты до 14 июня. Мы не сможем получить Вашу заявку если Вы: -не войдете в Google аккаунт; -не ответите на все вопросы анкеты; -не прикрепите указанные в анкете файлы. Наши специалисты не смогут рассмотреть Вашу заявку если: -ваши ответы не будут соответствовать заданным вопросам; -вместо видео-роликов Вы прикрепите фотографии ребенка; -содержание видео-роликов не будет соответствовать заданным критериям. На сегодня в Казахстане по данным МОН РК проживает 6 771 ребенок с аутизмом, а по неофициальным данным количество детей с аутизмом превышает 30 тысяч. По данным международной организации «Autism Speaks» за 2020 год у каждого 54 ребенка в мире диагностируется аутизм. 2 апреля – Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма. Этот день был установлен резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН в декабре 2007 года, где была выражена обеспокоенность высокой численностью детей, страдающих аутизмом. Проект «Каждый ребенок достоин школы» фонда «Болашақ» направлен на разработку и внедрение инклюзивной модели образования детей с аутизмом и другими особенностями развития в школьные и дошкольные организации Казахстана. С 2015 года фондом открыты 43 кабинет поддержки инклюзии в 17 регионах Казахстана. Возможность ходить в школу каждый день получили более 500 детей с аутизмом и другими ментальными нарушениями. Проектом охвачены 34 школы по всему Казахстану и 2 столичных детских сада. Фондом даны консультации более 1500 семьям, имеющим детей с особыми потребностями. Благодаря фонду более 2000 специалистов прошли обучение по инклюзивному образованию и прикладному анализу поведения, создано более 400 рабочих мест. Фондом внесены 70 поправок в НПА РК в части инклюзивного образования. «Сегодня в этот особенный день я хочу поделиться успехами наших детей – участников проекта «Каждый ребенок достоин школы». За 6 лет реализации проекта 90% невербальных детей проекта научились говорить, 19 мальчиков и девочек вышли на самостоятельное обучение, а 50 детей с особенностями развития стали призерами школьных, городских, областных соревнований и олимпиад. Мы очень гордимся нашими детьми. Это большая заслуга специалистов и родителей» - отметила председатель Попечительского совета фонда «Болашақ» Динара Чайжунусова. В 2020 году фонд «Болашақ» оказал всестороннюю экспертную поддержку Фонду Нурсултана Назарбаева в открытии 16-ти кабинетов поддержки инклюзии. И сегодня эти кабинеты продолжают работу под курацией фонда «Болашақ». В проекте «Каждый ребенок достоин школы» участвуют дети с аутизмом и другими особенностями развития от 7 до 11 лет. Участие в проекте бесплатное. Проект является благотворительным и реализуется за счет средств ежегодного Зимнего благотворительного бала и местных исполнительных органов. Партнер проекта «Каждый ребенок достоин школы» - партия «Nur Otan» в рамках направления «Содействие развитию инклюзивному образованию» проекта «Кедергісіз келешек». Как работает Проект?  Школа — маленькая жизнь, которая наполняет детство каждого ребёнка. Помимо получения образования в школе ребёнок учится дружить, играть, помогать, выручать. В рамках Проекта дети с особыми образовательными потребностями получают возможность учиться в школе вне зависимости от своего диагноза. Для обеспечения детей с ООП необходимой помощью в школе функционирует Кабинет поддержки инклюзии (КПИ). Главная цель специалистов КПИ – обеспечить комфортное включение ребенка в социальную среду школы. Куратор составляет индивидуальную программу развития, педагог-ассистент помогает ребенку осваивать программу и взаимодействовать с одноклассниками и учителями, учитель КПИ следит за процессуальной целостностью ведения детей по программам. В свободное от уроков время специалисты проводят в КПИ индивидуальные и групповые развивающие занятия. Кабинет поделен на четыре зоны: зона сенсорной разгрузки, зона индивидуальных занятий, зона групповых занятий и зона работы учителя. Каждая зона оснащена необходимым оборудованием и материалами. Особенностью Проекта является обязательное методическое сопровождение (далее - курация) школы. Необходимость курации вызвана особенностями развития детей с ментальными нарушениями. Кураторы Проекта разрабатывают для каждого ребенка индивидуальную программу развития (ИПР), обучают работе по этой программе и ведут консультационную поддержку команды КПИ, которая состоит из учителя КПИ и педагогов-ассистентов (сопровождающих лиц). Корпоративный Фонд «Болашақ» предоставляет информационную, методическую и материальную поддержку.